В последнее время все больше размышляю на тему места под солнцем, достижения успеха, да и просто благополучной жизни.
Натолкнула меня на эти рассуждения мысль, указанная в книге Барбары Шер «Мечтать не вредно». Я не ярый любитель популярно-психологической литературы, но так получилось, что мне в руки попала эта книга. Так вот, мысль заключается в том, что человек не всегда способен раскрыть свои таланты и добиться успеха в среде, где нет никаких положительно-благотворных факторов.
«В результате большинство из нас не осознает, что среда, в которой мы росли, не располагала к созданию гениев. Просто уверены: мы не гениальны и виним наследственность или недостатки своего характера в том, что из нас вышло. В нашем окружении в детстве могло много чего не хватать, но мы предполагаем, что у гениев все было так же или даже еще хуже», - пишет Барбара Шер.
И ведь трудно с ней поспорить. Да, можно привести десятки историй, когда люди добились успеха сами. Но, как говориться, чужая душа – потемки, а что уж говорить о чужом жизненном пути. Ведь такая мелочь, как одобрение или случайно брошенная подсказка могут быть тем самым семенем, что однажды превратиться в дерево.
Как-то у меня был коллега, который, по моим представлениям, никак не соответствовал образу рядового японца. Однажды на номикаэ (попойка, по нашему) я невзначай высказала ему эту мысль. «Вы не похожи на японца», - сказала я ему. Коллега очень удивился и стал расспрашивать, в чем же отличие. Слово за слово выяснилось, что этот человек тоже не ассоциирует себя со среднестатистическим японцем, что ему некомфортно в Японии, и он хочет бросить свою нынешнюю работу. Какое-то время он еще жил здесь, в России, потом его контракт закончился, и он вернулся с женой и маленьким ребенком на родину. Если честно, то я полагала, что, несмотря на его заявления, он не будет способен изменить свою ситуацию. Прошло какое-то время, и пришло письмо с фотографией. На фотографии - мой коллега с уже подросшим ребенком, а в письме – рассказ о том, что он бросил работу в Японии, перевез семью в Хошимин и преподает там японский язык. «Надо же!», - подумала я. Нисколько не умаляя его достижений, все-таки призадумалась, - может, это отчасти благодаря мне так сложилась его дальнейшая судьба. Может быть, человек очень давно чувствовал, что общество, к которому он принадлежит, не отвечает его представлению, что он не вписывается в него, но ничего не решался предпринять. Конечно, это все домыслы, но не исключено, что мои слова ответили на его сокровенные мысли, и что высказанная мною поддержка была недостающим звено, которое превратило мысль в идею и придало ему уверенности.
Но что же такое «поддержка»?
Однажды, девочка из группы – подросток пятнадцати лет – сетовала, что родители ее не понимаю, настаивают на ее поступлении на биологический, но для нее рисование – это единственное, чем бы она хотела заниматься. Я с высоты своего житейского опыта, конечно, сказала ей - наши родители просто беспокоятся о нас и выражают это таким странным способом. Но если вдуматься, родители все же поддерживают ее – платят за занятия, покупают материалы (я очень сомневаюсь, что она где-то вкалывает, дабы заработать на это). А это значит, что у нее есть возможности, созданные ее семьей, пускай и не такие, как ей хотелось бы. А теперь подумаем о другом ребенке, который хочет рисовать, он рисует, показывает свои наивные детские наброски родителям – на что услышит лишь: «Да, я в детстве тоже такое рисовала». Родители не купят ему карандашей, учителя не объяснять, как рисовать светотень. Что будет с таким ребенком? Найдет ли он в себе силы, чтобы продолжать рисовать? Скажите, если бы это было его талантом/даром, он бы ни за что не остановился. Возможно. А возможно, и наоборот. Вспомните себя ребенком? Вспомните, как Вы ощущали себя, когда Вас не поддерживали. Было ли, что Ваши желания обрывали на корню? Готовы ли Вы были продолжать чем-то заниматься вопреки всему?
«Кто они, эти родители, которых пугают творческие порывы детей», - пишет в своей книге Яна Франк – «Очень часто – люди далекие от творческих профессий. Выросшие в среде, где принято было бояться «полетов»…»
В моем случае, так было с японским языком. Я любила его с детства. Но родители не принимали это всерьез. Никто даже и не думал купить мне книгу или словарь по японскому. Быть может, если хоть кто-то проявил больше интереса к моим способностям и увлечению, все бы сложилось иначе. Возможно, я бы, поняв, что хочу изучать японский и посвятить этому свою жизнь, поступила бы в институт на кафедру востоковедения. Но никто не воспринимал меня всерьез – и я соответственно не воспринимала тоже. Как итог, я не знала, чем хотела заняться в жизни; поступила не в то учебное заведение; его, конечно, я закончила, но больше никогда не возвращалась к той специальности. Только после выпуска, когда я пошла работать и у меня появились свои деньги, мною был приобретен самоучитель японского. И только благодаря тому, что в Москве существуют бесплатные курсы японского языка, я смогла реализовать свою детскую мечту, свой талант. Не будь этих курсов, кто бы знает, как все сложилось. Быть может, я бы так и остановилась в изучении языка на элементарном уровне, не веря, что могу достичь чего-то больше. Да, я выучила японский несмотря на предубеждение окружающих и отсутствие поддержки, но стоила ли овчинка выделки? Затратив колоссальное количество времени и сил, на выходе я получила то, что дети из благоприятно-положительной среды получают при меньших усилиях, да и то, не могу назвать себя особо успешной.
Но вернемся к теме: итак, среда. Среда, наряду с проблемами и жизненными ситуациями, с которыми мы сталкиваемся в течение своего детства и юности, формирует из нас либо успешную, либо неуспешную личность. Понятное дело, что успех и неуспех – очень размытые понятия, и каждый сам определяет их для себя. Но, в общем и целом, успех – это способность найти свое место в жизни, реализоваться, испытывать удовлетворение от деятельности и получать то, что хочешь. Неуспех, соответственно, диаметрально противоположное.
Положительно-благотворная среда не обязательно формируется из близкого окружения – семьи, это может быть друг семьи, преподаватель, даже случайный знакомый, который предоставил ребенку то, что ему не доставало для раскрытия способностей. Семя. Это семя может быть как неким знанием, скажем, знанием процесса для реализации способностей, либо верой в себя, либо средством реализации. К примеру, взрослый рассказывает ребенку, как строиться дом – и понимание процесса зарождает в ребенке желание в будущем спроектировать дом самому. Второе – похвала. Кто-то похвалил малыша, что он сшил интересное платье своей кукле, ребенок обрадовался, начал больше шить, у него стало получаться лучше и лучше, и это становится его «местом». Третье - ребенку купили пианино, и он начал играть на нем как может, сначала плохо, потом все лучше и лучше.
Вот примерно так мне и видится зависимость действий «среды» и развития потенциала маленького человека. Конечно, позитивно-благоприятная среда – это не панацея, она не дает гарантий, что ребенок не бросит то, чем занимался или непременно добьется успеха. Но она повышает его шансы на «выживание» в этом мире и на возможность найти свое место под солнцем. Ребенок, который не имел данной среды, даже с выявлением и развитием своих способностей, не сможет достичь больших высот, потому что на восхождение к ним он потратить гораздо больше времени и энергии, чем другие.
В целом, это все не более чем мои рассуждения. Я не знакома с достаточным количеством людей, чтобы претендовать на какие-либо клинические исследования, а больше опираюсь на собственный опыт и восприятие данного вопроса. Хотя и обожаю читать истории, когда кто-то «вышел из грязи в князи», считаю, что в процентном соотношении таких историй ничтожно мало.

@темы: заметки на полях